Новости

Элитная профессия шахтёр. Как сегодня в Кузбассе достают уголь?

Угольную добычу в Кузбассе называют локомотивом развития экономики региона. Но хочется добавить: а топка этого локомотива — в сердцах шахтёров.

С операторского пульта

Стоит на высоком берегу реки Томь в Кемерове скульп­тура «Коногон» (скульптор Павел Барков, архитектор Георгий Гайфулин) — памятник шахтёрской профессии, которой больше нет. Рубин был последним конём, которого вывели из кузбасской шахты 3 декабря 1972 года.

Новый рекорд. Российский рейтинг угледобычи пополнился новым лидером

Не возят больше кони вагонетки, не работают шахтёры ни кайлами, ни обушками, ни лопатами, нет среди них ни лампоносов, ни саночников, ни откатчиков — время унеслось далеко вперёд. Но почему-то прогресс технический многие до сих пор с горнодобычей не ассоциируют. И труд шахтёрский людей если не пугает, то настораживает.

«Если сегодня соблюдать все правила безопасности, травму получить в шахте невозможно, — говорит технический директор СУЭК-Кузбасс Анатолий Мешков. — Авария может случиться только по халатности сотрудника. На первом месте именно безопасность людей, объёмы добычи уже потом. Надо понимать, что чем современнее техника, тем она безопаснее». 

СУЭК пришёл в Кузбасс в 2003-м, с тех пор и началась модернизация производства. Принадлежащее компании «подземное царство» полностью механизировано и даже компьютеризировано. Добывающее оборудование, подготавливающее, комплекс без­опасности — всё существенно модернизировано. И это, по словам Мешкова, сделано как раз для того, чтобы облегчить труд шахтёров.

Досье

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) входит в десятку крупнейших угольных компаний мира по объёмам добычи и продаж, её текущих запасов каменного угля хватит более чем на 30 лет.
В 2017 году компания была первой в России по объёму добычи угля, её доля составила 28%.
70% добытого на Кузбассе угля экспортируется в 37 стран Европы и Азии, остальной идёт на нужды региона.

Речь теперь идёт о безлюдной выемке угля. Соответствующим оборудованием прежде всего оснащают очистные забои на маломощных пластах,  где шахтёрам приходится постоянно сгибаться. Придуманы механизмы, позволяющие управлять режущим пласт комбайном с операторского пульта, ходить по забою для этого необязательно.

Мало того, весь производст­венный процесс сегодня на огромных компьютерных экранах у диспетчеров — потеряться никто и ничто не сможет. 

И не только о людях забота. Экология — тоже приоритет компании. «Всю Россию и пол-Европы проехали мы, изучая опыт очистки шахтных вод, — рассказывает главный эколог Елена Могилёва. — Из этих крупиц создали свою уникальную технологию очистки воды. На технологические нужды и в реку теперь идёт чистейшая вода. А для сохранения биоразнообразия рек мы закупаем и выпускаем в них мальков».

Краски неба

Тормоз нынче не в технике — с кадрами вопрос довольно сложный. Школа прежнего периода, когда человека готовят к разным этапам работы, постепенно устарела. Современной компании нужен человек одной профессии — оператор, который может управлять механизированной крепью и современным комбайном с пультов управления, который сегодня пойдёт на проходку, а завтра будет заниматься креплением выработки.  Уровень подготовки сейчас требуется совсем другой, а учебные заведения таких специалистов пока не готовят. 

Потому новые кадры СУЭК готовит сам — в Ленинске-Кузнецком он открыл большой современный учебный центр развития и подготовки персонала. Специалисты компании считают, что дотянуть до необходимого профессионального уровня нужно каждого: производство будет тогда работать более слаженно и уровень зарплат повысится. 

Нужда в универсалах. Студенты Москвы узнали перспективы угольной отрасли

Обучение, стажировки, повышение квалификации — для всех рабочих и инженерных специальностей. Один только учебно-тренажёрный комплекс «Виртуальная шахта» с использованием 3D-технологий чего стоит!

Кроме того, в нескольких горных институтах открыты специализированные кафедры, студенты вузов и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума стажируются на технике центра компании. 

И всё же рекордов и рекордсменов на шахтах хватает. «Качественно новые условия труда, а также наша собранность, умение всё правильно рассчитать, распланировать и любовь к работе своё дело делают, — говорит Герой Кузбасса, бригадир очистной бригады участка № 1 шахты им. Ялевского Евгений Косьмин. — Если человек хочет быть лучшим в своей профессии, ему такая возможность предоставлена. Наш последний рекорд — 1 567 000 тонн угля в месяц, но и это не предел. Азарт и слаженная команда — вот откуда мой адреналин, меня это заводит. А краски неба какие, когда выходишь наверх после смены! На контрасте всё ярче».

Красивые люди

И попробуйте шахтёра лишить его труда. Да, нелегко, порой замирает сердце, но они, эти парни с красиво почерневшими навек ресницами и внутренним светом, идут и идут в забой. Старожилы говорят: «Если ты сюда пришёл и тебе понравилось, больше уже отсюда не уйдёшь».

Красивые люди с огнём в груди. А другими здесь быть невозможно. Придёт новичок, бывалые его, как рентгеном, просветят — точно знают, кто останется, а кто не приживётся. Здесь ценятся братство, взаимовыручка, ответственность, надёжное плечо товарища, умение в экстремальной ситуации действовать быстро и эффективно. Это некий подземный оркестр, где все играют на струнах души. Таким людям доверить свою жизнь можно ­безоговорочно.

Год развития. СУЭК и Кемерово продолжат социально-экономическую работу

Кто-то потомственный шахтёр и не мыслил себя в ином деле, а кто-то попал на шахту случайно. Преподаватель физкультуры Владимир Березовский пришёл сюда совсем молоденьким и остался на всю жизнь. В своё время выдали бригадой на-гора миллион тонн угля за месяц — первыми  в России. Как говорит, тем самым показали самим себе, что ничуть не хуже горняков зарубежных.

«Профессия наша элитная, — считает Герой Кузбасса Владимир Березовский. — Хоть трудная и опасная, но очень почётная и творческая. Шахтёр постоянно в поиске, каждый день может что-то найти, чего-то достичь».

Геннадий Кривошеин учился на агронома, но в 90-е профессия заработка не давала — решил попробовать себя на шахте. Физически работа была по нему — бывалый лыжник, кандидат в мастера спорта, — и ответственность за звено брать не боялся, в экстренных ситуациях был собран, решал проблему быстро и грамотно. 

Сегодня Кривошеин — бригадир проходчиков, заслуженный шахтёр, отец пятерых детей — совершенно счаст­ливый человек.

«Молодым ребятам, которые хотят стать шахтёрами, — говорит он, — хочу пожелать терпения. Слушайте своих наставников, впитывайте всё, что они говорят, они люди опытные, подскажут правильно. И ещё держитесь коллектива — он ваша семья».

Женщин в забой не берут. В «подземелье» вхожи лишь дамы-маркшейдеры — специалисты по проведению пространственно-геометрических измерений. А вот на поверхности их предостаточно. «Главное, чтоб от души работалось, — говорит завпроизводством обогатительного модуля шахты «Талдинская-Западная 1» Ольга Зузыкина. — Я точно знаю, что без своей работы, без этого процесса жить не могу».

Трудом таких людей, их любовью к делу и растапливается локомотив, везущий экономику региона вперёд.

Комментарий

Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв:

— Уголь — локомотив развития экономики, как российской, так и нашей област­ной. Развитие добывающей промышленности влечёт развитие машиностроения, сельского хозяйства, прочих отраслей, включая культуру и искусство, которые в нашем крае любят и ценят. Такое развитие — очень хорошая возможность занять свою нишу на азиатско-тихоокеанском рынке, который и больше, и цены даёт повыше.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»