Золотые пенсионеры. Судимым экс-чиновникам прибавят 100 тысяч к пенсии?
Войну с «золотыми парашютами» и вип-пенсиями для чиновников на региональном уровне ведут давно и упорно. Как показывает практика — пока не очень удачно.
Скандал с пенсионными надбавками от 40 до 110 тысяч рублей для бывших чиновников разворачивается в Брянске. Как выяснили местные СМИ, доплаты положены даже тем бюрократам, кто успел схлопотать судимость.
Какие зарплаты и пенсии у депутатов Госдумы?
Больше всех облагодетельствовали сами себя бывшие заместители губернатора из команды Николая Денина, который недавно освободился из колонии. О его деле немало писали федеральные СМИ, а вот региональные чиновники, которые так же оказались в поле зрения правоохранителей, но не получили такой известности, благополучно после отсидки получат свои чиновничьи привилегии. Например, бывший глава администрации Брянска Сергей Смирнов, выйдя из колонии, где отбывает срок (получил 4 года колонии в 2015 году за превышение должностных полномочий), будет получать дополнительно к основной пенсии около 70 тысяч рублей.
По сведениям «Брянских новостей», бывший мэр Брянска и приятель бывшего губернатора Денина Анатолий Кистенев тоже не бедствует, получая дополнительно около 100 тысяч рублей, как и бывший глава города Александр Ковалев. Другие бывшие высокопоставленные чиновники региона тоже получают очень высокие добавки из местной казны. В свое время они позаботились о своих «золотых пенсиях», приняв соответствующее законодательство. Кстати, многие бывшие брянские вип-отставники уже дано имеют свой бизнес, но от бюджетной пенсионной добавки не отказываются.
Проблемой пенсионных доплат для экс-чиновников, у которых проблемы с законом, уже заинтересовалась прокуратура Брянской области. Там инициировали закон, ограничивающий право на пенсию высших областных чиновников, которые попались на правонарушениях, но ушли в отставку добровольно. Поводом, очевидно, стало задержание за взятку вице-спикера Брянской облдумы Юрия Гапеенко.
Сейчас по местному законодательству бывшие губернатор и глава облдумы, их замы, члены правительства области, председателей комитетов областной Думы и пр., имеют право на доплату к пенсии и могут быть лишены её только в случае увольнения в связи с утратой доверия. «Однако не всегда выявленный факт противоправного поведения может повлечь прекращение должностных полномочий в связи с утратой доверия. Это возможно, например, в случае добровольного прекращения полномочий, до окончания служебной проверки», — поясняют в прокуратуре. Вот чтобы такие хитрецы остались без «золотого парашюта» прокуратура требует поправить закон. Законодательная инициатива будет рассмотрена на очередном заседании областной Думы в сентябре.
Министр на пенсии. Как устраиваются чиновники после ухода из правительства?
Верховный суд не помог
Между прочим, огромные пенсии бывших на Брянщине давно стали притчей во языцех и повод для зависти. Средняя пенсия в регионе немногим больше 10 тысяч, а пенсии «бывших слуг народа» со всеми надбавками и доплатами варьируются от 130 до 200 тысяч. Например, оформивший себе пенсию в 2014 году бывший вице-губернатор Анатолий Теребунов получил добавку в размере 137 тысяч рублей ежемесячно. С учетом индексаций и обычной пенсии, его ежемесячный бюджет установился в районе 200 тысяч рублей. За 11 лет действия закона о пенсионном обеспечении местных чиновников, таких «почетных» пенсионеров в Брянске порядка 50. На этих слуг народа из бюджета уже ухнули порядка 164 миллионов рублей.
Брянская прокуратура давно воюет с этой несправедливостью. Прокурор Брянской области не устает повторять, что «подобные надбавки к пенсиям в тяжелое для страны время — это непозволительная роскошь и большая нагрузка на бюджет». А ещё он понимает опыт других регионов. Говорит, что у соседей такие вопросы — убрать ил оставить выплаты бывшим — решаются в персональном порядке, а в Брянске облагодетельствовали всех чохом.
Почему пенсии в России начисляются по-разному?
Но добиться результата прокурорам пока так и не удалось. Хотя они честно и неоднократно пытались через суд прекратить эту вакханалию. В Верховном Суде удача даже улыбнулась прокурорам. ВС дал прокурорам «зеленый свет» и признал пенсионный вип-закон Брянщины недействующим. Сразу после решения об отмене пенсионных привилегий, прокурор отправил губернатору области Александру Богомазу и председателю облдумы Владимиру Попкову требование об исполнении принятого судом вердикта и предложением освобождающие почти 40 миллионов рублей направить на решение иных острых региональных задач. Но обиженные чиновники не смирились и пошли отстаивать свои «золотые парашюты» … в Верховный суд. Кроме местной бюрократической элиты обращение в ВС направила и сенатор от региона Екатерина Лахова. Она потребовала вернуть все на круги своя, посчитав, что обратная позиция нарушает принцип социальной справедливости! То есть, если у экс-чиновников пенсия будет ближе к народной, это социально несправедливо. И Верховный суд вернул дорогим, в прямом смысле слова, пенсионерам их надбавки.
Отстаивают «парашюты», как могут
Несколько лет назад эксперты Общероссийского народного фронта, разбираясь с порядком выплат пенсий мэрам российских городов. Именно тогда выяснилось, что достаточно, например, пару лет поруководить, как умеешь, городом и старость вполне обеспечена. И Брянск — не единственный пример.
Ловкие «парашютисты». Чиновники даже в кризис сохраняют привилегии
В Омске большинством голосов депутаты Госсовета проголосовали за доплаты к пенсиям бывших первых лиц города. Хотя депутатам напоминали, что большинство экс-чиновников давно успешные бизнесмены, а экс-мэр Омска Юрий Шойхет и вовсе постоянно живет в Канаде. Там тоже прокуратура сопротивлялась, как могла. И даже выиграла суд. Но депутаты опять протащили нужное решение. «Мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда представительный орган власти пытается преодолеть судебное решение» — посетовал прокурор Омска Алексей Полубояров. Правда, в Омске чиновники оказались поскромнее брянских. Там доплаты к пенсиям для бывших всего от 10 до 30 тысяч.
Депутаты Заксобрания Камчатского края тоже в свое время приняли законопроект, который повышает коэффициенты к пенсиям вип-чиновников. Проект закона внес на рассмотрение депутатов лично губернатор Владимир Илюхин. Прокуроры пытались и там остановить этот беспредел, рассказывали о дефиците местного бюджета и дотационности края. Бесполезно.
Но есть и регионы, в которых с «золотыми пенсиями» борются сами чиновники с подачи губернаторов. Например, глава Карелии Артур Парфенчиков предложил … «заморозить» выплаты чиновникам, уходящим на заслуженный отдых до 2024 года. В Карелии «золотой парашют» штука разовая: при выходе на пенсию, в зависимости от стажа на госслужбе, чиновники получают до 10 ежемесячных окладов. Депутатам уже предлагали в 20115 году умерить аппетит чиновников и хотя бы сократить «парашют» с 10 до 5 окладов. Не прошло.
В ожидании индексации. Что будет с пенсиями в 2019 году?
Теперь вот решили зайти с другого конца и просто «приостановить» выплаты. Кстати, такая практика уже была в Вологодской области.
В Воронеже «золотой парашют» губернатора получат те, кто замещал эту должность на время отсутствия главы региона. То есть — несколько вице-губернаторов. Зато сам глава региона остался без «страховки». В Хакасии депутаты отстояли чиновникам «золотые парашюты» перед прокуратурой. В Бурятии не удалось победить вип-пенсии чиновника республиканского масштаба. Хотя там хотели просто урезать доплаты всего на 40%. А вот в Прикамье депутаты Заксобрания согласились с инициативой губернатора и проголосовали в начале этого года за сокращение пенсий по выслуге лет для госслужащих.
На Сахалине весной в лоб спросили у губернатора Олега Кожемяко, как он относится к огромным вип-пенсиям для местных чиновников. Дело в том, что недавно стало известно, что размере выплат вышедшим на покой чиновникам высшего звена исчисляется шестизначными цифрами. В частности, получила широкий резонанс история с увольнением первого зампреда правительства Александра Дернового, который по итогам трех лет работы на благо Сахалина вроде как должен получать по 600 тысяч пенсии ежемесячно. Губернатор Кожемяко ответил журналистам, что пока вопросом собственной пенсии не интересовался, но думает, что это будет не 600 тысяч.