В России готовят закон о защите чести и достоинства учителя: педагогов затравили
«Суд над инерцией», или Реальные жалобы из школы
За последние дни министр просвещения РФ Сергей Кравцов сделал ряд многообещающих заявлений. Например, что до конца 2023 года, объявленного Годом педагога и наставника в России, примут закон о защите чести и достоинства учителей. Еще обещано создать единую систему оплаты труда педагогов с прозрачной системой выплат. Продолжить снижение бумажной отчетности. Престиж учительской профессии будут повышать — например, тем, что начнут снимать хорошие фильмы-сериалы с главным героем -учителем…
Защита учителей в школах и впрямь стала особенно актуальной. Что ни день — то на учителя кто-то из учеников с кулаками набросится (хотя, бывает наоборот), то преследует с угрозами. Намедни в Москве, например, нашумел случай с чеченской семьей, затравившей молодую учительницу из-за оценок. Дошло до того, что в Госдуму внесли проект закона о «защите учителей от травли» — в такой формулировке. А в Челябинской области местный начальник департамента образования дозрел до того, что предлагает ввести должность омбудсмена по защите прав педагога.
Нищенскую зарплату и тотальную занятость называют главными причинами низкой престижности учительского труда. Для того, чтобы сумма выплат «на руки» хоть как-то приблизилась к региональному зарплатному минимуму (который, вообще-то, был гарантирован учителям Майскими указами президента), школьные педагоги отрабатывают по 45 с лишним часов в неделю при норме не более 36 часов. А декларированную свыше систему пяти бумажных отчетов ненавязчиво дополнили онлайн-конструкторы, электронные формы и задания. Пресловутую проверку тетрадей, подготовку к ЕГЭ, ВПРам и контрольным тоже никто не отменял.
— Пока от этих бесконечных школьных перемен нехорошо всем, — говорит мама ученика 6 класса и член родительского комитета Елена Алевтова. — Учителя тоже люди, и когда они не вывозят, перекладывают на других. На детей и родителей, в основном. Вчера мы делали по математике 30 заданий за один вечер. 30! Почти каждый день задают онлайн-тесты по разным предметам. Учителю удобно, а то, что тесты все время зависают, не их проблема. Электронные системы для школы не отлажены, и даже при правильных ответах виснут и не засчитывают их. Вот и сидишь, бьешься с одним тестом минут по 40…. И я, при этом, совсем не виню учителей. Будучи в родкомитете, я вижу, что большинство старается донести знания, но требования к ним непомерны.
Нехватка социальных педагогов и тьюторов еще одна крупная проблема современной школы, года с 2015 взявшей четкий курс на инклюзию. Идея хорошая, исполнение не очень. В регионах, где школы переполнены и до сих пор работают в две смены, требование трех или менее детей с ОВЗ в одном классе не выполняется. Нередко сложных для обучения детей по 7-9 человек. Между тем, даже один не нормотипичный ребенок может существенно осложнить жизнь целого класса.
— Экономические причины низкой социальной значимости учительской профессии не так легко устранить, — считает педагог по русскому языку и литературе, эксперт в области образования Мария Бушуева. — У нас школы имеют различный уровень подчинения и труд учителей оплачивается из разных бюджетов. Единая система оплаты хорошо — но «за чей счет банкет» будет? Пока нигде не поясняется. То же самое с социальными педагогами, которых или вообще нет, или один на несколько школ. Это в их компетенции противодействие буллингу, разбор конфликтов, разрешение спорных ситуаций, взаимодействие с отделами полиции по работе с малолетними. Но ни соцпедагогов, ни тех же тьюторов большинство школ не могут себе позволить. Вешают все на завуча или зама по воспитательной работе. А у них без того дел по горло. Потому что школы на самофинансировании и платить «лишним» специалистам не могут. На родителей тьюторов повесить тоже нельзя, хотя казалось бы, они первые заинтересованны. В итоге, страдают и дети, и учителя, и сами несчастные семьи с «отклоняющимися» детьми.
«МК» тоже много общается с педагогами, читает их паблики. Чаще всего звучат вот такие жалобы. Низкая зарплата — номер один любого рейтинга, невозможно прожить на 18-25 тысяч. Затем «идут» дети, чьи родители никак не уговариваются, чтобы пройти ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия — авт.) А не хотят такие комиссии проходить, потому что можно не только группу обучения по упрощенке получить для ребенка, но и сесть на домашнее обучение. А значит, родитель не сможет работать. Жалоба номер три — бюрократическая. ФГОСы и ФОПЫ (федеральные стандарты образования и программы — Авт), онлайн-курсы повышения квалификации, сертификации, всяческая отчетность. Не становится ее меньше, хоть убейся — так пишут учителя.
Если говорить о более конкретных примерах, это сетования на детей, которые на расстаются в школе с телефонами и не в силах оторваться от них даже во время уроков. Отобрать телефон нельзя, оставить — тоже. И на учеников, которые не хотят работать в школе, дерзят, не учатся и пр.
Для полноты картины, также много историй о том, как зажимают в школах МС (молодых специалистов — Авт.). Из-за чего, а не только по экономическим соображениям, сверкая пятками, молодые бегут из школы. Много тревожных примеров несоблюдения трудовых прав беременных. И сообщений о навязывании классного руководства, назначении в комиссию по ЕГЭ или в наблюдатели, о недоплатах за переработку, вообще, о произволе и дедовщине со стороны школьной администрации.
Которые, порой, принимают даже творческие формы. В одной школе недавно директор заставила учителей сделать и наклеить «интерактивный пол» по всей школе, с разноцветными квадратиками и лабиринтами. В другой учительницам нельзя приходить на работу в «неженственных» кроссовках и балетках. В третьем случае, заставили написать пьесу и сыграть с учениками на сцене спектакль «Суд над инерцией». По физике. И это не говоря о простых и невзыскательных дисциплинарных санкциях учителям: за грязь в классе, за плохие оценки на ЕГЭ и ВПР, за не приход родителей или детей на внеклассные мероприятия. Из новенького — требование к предметникам без классного руководства и первых уроков являться к 8 часам в школу для присутствия на торжественной линейке поднятия флага и исполнения гимна.