Депутаты Госдумы попросили отменить всероссийские проверочные работы
Лабораторный эксперимент над детьми в школе
Весна на носу, коты поют на улицах — а в школах опять стартуют всероссийские проверочные работы, или ВПР, если короче. Самый главный их признак заключается в том, что в школе они ненавидимы буквально всеми, от модного директора-управленца до двоечника Васи, то есть сплачивают коллектив. Масштабы недовольства ВПР заметили даже в Госдуме. И предлагают эти работы отменить. Одни депутаты давно предлагают, другие — недавно, после речи президента.
Вот только отмена ВПР – утопия. Поскольку «всероссы» это вершина, Олимп чиновничьей образовательной схемы. И просто так сдавать высоты олимпийцы не собираются…
Принято думать, что эти проверочные работы появились после локдауна, когда дети дистанционно «уронили» свои знания. А вот и нет. То есть да, знания уронили. Но «эксперимент ВПР» стартовал еще в 2015 году в четвертых классах. Одновременно «шла апробация» в более старших классах. Полностью, видимо, удовлетворенные опытом, в 2017-м чиновники разослали по школам «письмо счастья» о повсеместном проведении ВПР. И каждый год их теперь рассылают. Например, в этом году у шестиклассников: «русский язык, математика для всех классов параллели и два предмета на основе случайного выбора: история, биология, география, обществознание». И священный график присылают, конечно. Не дай бог пустить историю наперед математики или наоборот. Все в единые числа, по единому стандарту. И оценивается по баллам, весьма жестко, кстати. А все, что не по графику – …
Итак, ВПР были внедрены в систему образования страны постановлением правительства РФ (юридически равно федеральному закону, фиг отменишь). «Всероссы» проводят и в 11-м классе в полном объеме, наряду с подготовкой к ЕГЭ. «Работы» преподносят как мониторинг знаний, оценки можно не ставить. Но результат при этом сильно влияет на рейтинг школы. А рейтинг — это деньги, гранты. Сами работы проводятся за счет школ. Куча человеко-часов на подготовку, десятки тысяч листочков распечатанных заданий. Зато «их результаты могут быть полезны родителям, чтобы определить образовательную траекторию своих детей». И министерским реверанс: «ВПР позволят провести мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов».
А теперь частности, в них кроется дьявол. Низкие, благодаря «всероссам», рейтинги влекут высокую активность в ГТО, прочих физкультурно-патриотических организациях. Там тоже можно зарабатывать баллы к рейтингу школы. Или вот двоечникам-троечникам в приближении даты ВПР намекают, что хорошо бы заболеть – не портить собой школьную статистику. И правила надзора это позволяют. И готовиться к «всероссам», по идее, нельзя. А повсюду больше месяца готовятся…
Учителя жалуются на них постоянно. Мол, ВПРы «бессмысленная работа, из учебы вырвано 16–18 учебных часов…» Или что задания «некорректно сформулированы и составлены без учета специфики разного возраста детей». Их писали «явно не педагоги, а какие-то чиновники, плохо себе представляющие учебную программу»…
Учителям, видимо, изнутри не видно — ведь благодаря бумагам и реляциям создана идеальная система. Если сказать, что над людьми, и тем более над детьми, проводят опыты, получается неловко. А если представить научную лабораторию, тогда все становится на места и получает логику. Камеры слежения, четкий временной регламент и схематизация заданий, отсаживание детей в отдельные камеры-классы и прочая. Муха не пролетит, мышь не прошмыгнет. Чиновникам делать ничего не надо – сиди, жми на кнопку, наблюдай. Надзирай…
На этаком фоне даже Владимир Одоевский с аналогией «Городка в табакерке» безбожно устарел. Какие там дети-колокольчики, дядьки-молотки или царица-пружинка. Новый век, новое доминирование. Цифровые технологии – не «аналоговые» валики-пружинки. Цинизм не тот. У нас лабораторию устроили из образования. Пусть сами чиновники-экспериментаторы полуграмотные и даже не могут придумать порядочные тесты. Они тут главные, они за всеми смотрят, то есть надзирают. Что там открытые уроки или контроль за школьными показателями просто по аттестатам на недалеком Западе. У нас свой путь. У нас чиновник не может сам делать свою работу или вот просто так прийти проверить знания в школу.
Поэтому всероссийским проверочным работам быть!